Поход в кинотеатр из соображений совести

На Венецианском кинофестивале в сентябре 2016 года после показа картины публика в течение 10 минут аплодировала стоя.

kinopoisk.ru

 

Воскресный сеанс фильма «По соображениям совести» собрал в зале кинотеатра не более десяти человек – оно и понятно: соседства с громогласными раскатами хохота из зала, где уже не первую неделю едва ли не круглосуточно продолжает свое победоносное (по меркам кассовых сборов) шествие мультфильм «Моана» едва ли выдерживают даже «Фантастические твари», что уж и говорить об остальных кинолентах?

Среди немногочисленных зрителей нового (последнего за 10 лет режиссерского) фильма Мэла Гибсона мне посчастливилось увидеть мужчину, который привел в кино двух мальчишек-сыновей; обоим лет по девять. Посчастливилось, потому что это именно тот фильм, куда не просто стоит, а нужно отвести подрастающее поколение. В особенности, будущих мужчин.

Война беспощадна. Ей нет дела до «чужих» и «своих», если речь идет о спасении собственной жизни. Если же речь идет о спасении жизни целой страны или восстановлении мира, тогда уж, как известно, любые средства хороши. Действительно ли так хороши? Ведь бесчеловечная суть войны заключается, в первую очередь, не в количестве жертв, которые она за собой влечет, но в том, что не оставляет людям возможности остаться людьми. Солдатам приходится убивать, ради того, чтобы жить. Получается, война нужна затем, чтобы был мир?

История Второй Мировой войны знает огромное число чудовищных битв и сражений. Один такой эпизод и лег в основу фильма Гибсона – битва за Окинаву. Арена военных действий на 82 дня превратилась в кровавое горнило артиллерийских обстрелов: японцы потеряли более ста тысяч солдат, более 12 тысяч солдат союзников погибли, более 38 тысяч были ранены. И одному только богу известно, насколько близки эти цифры к истине.

Сюжет фильма основан на реальной истории солдата по имени Десмонд Досс – первого в истории идейного уклониста, награжденного высшей военной наградой США – Медалью Почета. Десмонд придерживается религиозных веяниий Адвентистов седьмого дня, а потому клянется себе и небесам, что никогда в жизни не возьмется за оружие. Однако он не намерен уклоняться от военной службы, а потому терпя насмешки и выпады со стороны бравых сослуживцев и недоверие командиров, без оружия, но с карманным священным писанием отправляется в один из самых опасных участков театра военных действий, еще не зная, что вернется оттуда героем.

Гибсону удалось показать на экране не просто хронику одной из самых страшных битв в истории тяжелейшей из войн, но перенести на экран историю несгибаемой под гнетом общественного давления и внешней агрессии личности, сумевшей в одиночку, не прибегая к помощи оружия доказать, что нападение – не лучшая защита, а истинная вера в идеалы чести и долга куда сильнее и мощнее любого военного оружия и надежнее самых прочных лат.

Этот фильм гармоничен во всех отношениях: все герои психологически достоверны, а их поступки оправданы чертами их характеров – живых, не щаблонных. Ход сюжетного повествования позволяет проследить за становлением личности Десмонда (Эндрю Гарфилд) с его малых лет и что называется «вживую» увидеть закалку и развитие этой личности.

В то же время и батальные сцены ни на йоту не уступают ни по психологизму, ни по части визуального исполнения. Думаю, не последнюю роль в этом сыграло отчаянное стремление режиссера показать на экране истинного героя безо всяких суперсопобностей. Очевидно, что сейчас в пик расцвета поп-культуры, экранизации историй о людях со сверх-силами это подобно глотку свежего воздуха. Истинный героизм не проявится ни от укуса радиоактивного паука, ни от падения в чан с химикатами. Настоящий подвиг способен совершить тот, кто крепок духом и никогда не пойдет на сделку с совестью. И Мэлу Гибсону удалось гордо заявить об этом в своем новом фильме.

А из соседнего зала (где только что окончился очередной сеанс «Моаны») повалила разношерстная публика, но преимущественно, конечно, дети, ровесники мальчишек, сидевших передо мной – веселые и беззаботные. Ребята из зала с фильмом «По соображениям совести» вышли чуточку повзрослевшими. Впрочем, как и сами взрослые.

Материал подготовила Кубликова Юлия

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*