Фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», снятый по мотивам пьесы «Вечно живые» Виктора Розова, вышел на советские экраны в 1957 году. Но в это время страна не могла оценить эту кинокартину по достоинству, поскольку только что потеряла своего лидера и еще не оправилась от страха репрессий.
В 1958 году европейский кинофестиваль был буквально потрясен советским фильмом. Картина получила гран-при Каннского фестиваля «Золотую пальмовую ветвь», а исполнительница главной роли Татьяна Самойлова стала лауреатом Премии жюри XI Каннского фестиваля «Апельсиновое дерево» как «самая скромная и очаровательная актриса». Примечательно, что «Летят журавли» до сих пор остается единственной отечественной кинолентой, которая заслужила эту награду.
О войне снято и еще снимется не один фильм. Но что же так восхищает зрителей, вызывает слёзы на глазах?! Возможно, сама тематика — вечная тема любви на войне.
Название фильма играет важную роль. Заголовок «Летят журавли», как я думаю, очень символичен. Сцена с летящими журавлями представляется два раза: в начале и в конце фильма. У меня журавли ассоциируются с былыми воспоминаниями. Также они могут олицетворять души ушедших в боях солдат, как в песне Марка Бернеса «Журавли».
Не последнее место в этом фильме, как мне кажется, занимает его музыкальное сопровождение. Порой музыка очень волнительная, беспокойная, а иногда она размеренна, будто умиротворяет зрителей̆.
Фильм повествует нам о безумной любви двух героев – Бориса и Вероники, которых разлучила война.
Режиссер Калатозов и оператор фильма Сергей Урусевский решили придать фильму утраченную в кинематографе предшествовавших лет выразительность, зрелищность, выработать новаторскую изобразительно-пластическую концепцию. И это им удалось уже в первых сценах.
Как настоящий защитник своей Родины, Борис уходит на фронт добровольцем, а его возлюбленная остается в тылу в ожидании вестей от него. Однако Борис погибает. На всем протяжении развития сюжета нам показана жизнь Вероники, которая в условиях войны лишилась абсолютно всего – любимого человека, семьи и дома.
В образе героини мы видим совсем не типичную русскую девушку, которая готова жертвовать собой ради родных. Только что выпускница, еще «совсем ребенок», она боится остаться совсем одна после потери родителей. Отсюда и измена Борису, и вечные метания между общественным мнением и своим собственными желаниями.
Война оказывает сильное влияние на Веронику: осознавав свою ошибку, она приходит в тыл, где оказывает помощь больным и раненым солдатам, что становится для нее единственным смыслом жизни. Эпизод спасения ребенка, оказавшегося под колесами поезда, доводит до апогея драматичность действия, показывая новое качество героини – чувство ответственности за чужую жизнь, жизнь, которая будет строить будущее после окончания войны.
Мы видим, что в Веронике сочетаются и страх, и эгоизм, и сомнение. Эти, казалось бы, отрицательные черты в образе главной героини возводятся до идеала, поскольку всякому человеку свойственно бояться, сомневаться и думать в трудные минуты исключительно о себе. Так, в киноленте происходит подмена социальных и социалистических ценностей ценностями общечеловеческими. Они ставятся превыше идеологических стереотипов.
Образ войны в фильме переосмысливается: она рассматривается через призму той разрушительной силы, которая приводит к гибели не просто безликой массы людей, а личностей.
При этом сама война, как она есть, в фильме вовсе не фигурирует, за исключением эпизода смерти Бориса. По мнению режиссера, война – это не только кровопролитные сражения и подвиги солдат. Жизнь людей в тылу ничем не легче жизни солдат, погруженных в пучину военных действий: тот же страх смерти и та борьба за существование в мире.
Стоит отметить, что изначально в кинокартине планировались довольно внушительные баталии (на картину было выделено 3,7 млн. рублей). Но никаких баталий нет. В советских фильмах нет спецэффектов, нет обмана и лжи. Все очень искренне и с душой. Мы видим, что два человека уходят из–под огня и один из них погибает, не договаривая очевидного: «Я не ранен, я …».
В сюжете фильма можно отметить двойную экспозицию, которая показывает жизнь, «проносящуюся перед глазами». За счет наложения друг на друга двух видеорядов происходит смешивание границ двух миров, что достигает в фильме
сюрреалистического изящества: герой с лицом в копоти бежит по лестнице вверх (как до войны) – и видит свою свадьбу с Вероникой и себя в черном костюме… Однако, по этой лестнице Борис так и не добежал.
Актерам съёмки давались нелегко. Татьяна Самойлова заболела туберкулезом и каждые 3 часа необходимо было останавливать съёмки, чтобы сделать ей уколы. Баталов во время одной из съемок упал и порезал лицо.
Ярчайшей чертой кинокартины «Летят журавли» является восхитительная операторская работа Сергея Урусевского, которая стала настоящим прорывом для своего времени. Каждый кадр поистине прекрасен, потрясающе подобранные ракурсы, игра света и тени, плавные движения либо резкие полёты великолепно передают душевное состояние героев. Стоит отметить и роль Татьяны Самойловой: её точёным лицом с глубокими печальными глазами можно любоваться бесконечно, а её игра, пусть и не лишённая некоторой театральности, всё равно заставляет искренне сопереживать главной героине.
Благодаря профессиональной деятельности съемочной группы и талантливым актерам, данный фильм можно заслуженно считать шедевром советского и мирового киноискусства. Всех поклонников военных мелодрам картина «Летят журавли» не оставит равнодушными. Приятного просмотра!
Материал подготовила: Белехова Александра