Звуки воды

Фильм «Форма воды» приковал внимание кинокритиков и простых зрителей к экрану, что и очевидно: фильм потрясающий. Прошедшая церемония вручения премии Оскар это доказала. Картина завоевала статуэтки в 4 номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер» (Гильермо дель Торо), «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучший саундтрек».

Причем за музыку фильм уже получал ранее такие награды, как Золотой глобус и Золотой лев Венецианского кинофестиваля. Также старания композитора Александра Деспла были по достоинству оценены Британской академией. Что же в этих музыкальных произведениях такого притягательного? Прозвучит очевидно, но, чтобы это узнать, нужно посмотреть фильм. В отрыве от кинокартины этот саундтрек теряет всякий смысл. Им, конечно, можно наслаждаться и вне зала кинотеатра, но это не будет соответствовать задумке автора. Дело в том, что в фильме музыка выполняет множество различных ролей, таких как создание определенного настроения или эффекта погружения.

Рассмотрим все по порядку. Фильм начинается со сцены, где рассказчик размышляет, с чего ему начать эту историю. На фоне играет поначалу тихая ненавязчивая мелодия, которая несет умиротворение всякому услышавшему ее. Со временем она развивается, добавляются новые инструменты, появляется некоторый элемент загадочности, что отлично задает тон всему фильму. Зритель уже подсознательно понимает, что его ждет необычная история, о чем и говорит рассказчик. Подводный мир причудливым образом меняется, превращаясь в обычную комнату главной героини, и фильм начинается.

Саундтрек состоит из американской «классики» 40х-60х годов и композиций Александра Деспла. Первые сопровождают героев на протяжении всего фильма. Во многих сценах можно увидеть, а главное, услышать работающий телевизор с музыкальными передачами. Казалось бы, мелочь, но за счет этой детали достигается эффект погружения в ту эпоху, в которой разворачиваются действия картины.

Вторые же, оригинальные композиции, работают на настроение зрителя. Гильермо дель Торо хочет, чтобы мы были тронуты? Александр Деспла дергает за определенные струны и сцена действительно кажется нам трогательной. Режиссер хочет, чтобы нам было грустно? Композитор и с этой задачей справится.

Кроме того, музыка в этом фильме настолько гармонично вписывается в общий антураж кинокартины, что зритель начинает воспринимать ее как часть основы сюжета. Саундтрек захватывает и затягивает в мир картины так, что невозможно оторвать ни глаз, ни ухо.

Также некоторые композиции служат для создания добавочного смысла. Например, в момент «увольнения» Ричарда Стрикланда (Майкл Шеннон) играет пронзительная мелодия, сыгранная на смычковых. Она привносит в сцену дополнительное настроение. Мы видим, как злодей получает по заслугам, но нам по-человечески жаль его. Он ранен, он пьет обезболивающие пачками, он подвел своего военного командира, он одержим местью, его новый автомобиль пострадал от рук героев. Понимание всей ситуации приходит к зрителю как раз благодаря композиции Деспла.

Несмотря на всю значимость саундтрека в кино, люди очень редко обращает свое внимание на музыкальную составляющую фильма. Это печально, ведь музыка не только помогает лучше понять фильм, но и разнообразит его, добавляя различные оттенки происходящему.

Материал подготовил: Шамиль Хуснетдинов

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*