Знакомство с «Довлатовым» показало массовой аудитории человека в писателе

Фильм «Довлатов», находящийся в прокате с первого по четвертое марта, вызвал огромный зрительский ажиотаж. Почему именно такой срок показа был выбран продюсерами? Задумка заключается в том, что кино должно стать чем-то вроде короткого гастрольного тура. Знакомства с Довлатовым-человеком.

Поколение читателей Довлатова росло в 90-е и многие из поклонников знают его как искромётного, ироничного прозаика. Для режиссера было ответственным шагом снять неделю из жизни писателя, со всеми ее бытовыми сценами и огромным внутренним конфликтом при такой аудитории. Режиссер и сценарист Алексей Герман-младший на премьере сказал, что в этот фильм многие не верили. Тем не менее, фильм вышел, и до проката в России получил награды Берлинского кинофестиваля.

Как такового сюжета у картины нет, это скорее попытка открыть миру другого Довлатова. Дни накануне эмиграции его друга – Иосифа Бродского – проходят в напряженной обстановке, страхе уйти бесследно и попытках реализовать себя во что бы то ни стало. Однако, здесь нет ни одного счастливого свершения, нет воодушевляющей борьбы, только громкая напряжённость с человеческой безысходностью и ощущение тягучести времени.

Фильм интересен своим психологизмом и поэтикой в мелочах. Актерский состав подобран безукоризненно по сходству с литераторами. Документальности фильма содействовали дочь и жена писателя (Екатерина и Светлана Довлатовы). Для исполнителя главной роли – Милана Марич – она стала дебютной в кино. Иосифа Бродского сыграл Артур Бесчастный. Некоторые второстепенные роли исполнили такие известные для российского зрителя актеры как Елена Ходченкова, Данила Козловский и Антон Шагин.

Из-за отсутствия чересчур романтизированного духа эпохи, все герои своей игрой не вызывают отторжения, не заставляют сомневаться в собственной искренности. Их диалоги в большинстве своем — монологи наедине со всеми. Это, пожалуй, главный прием подачи информации в картине. Витраж переживаний. Каждый говорит о себе и с собой, поэтому мысли кажутся такими интимно личными. А можно ли сомневаться в личном?

Частые массовые сцены придают картине полифонию. Это, пожалуй, и становится основным саундтреком. Но чем громче голоса, тем отчетливее слышится довлатовский. Нет момента, где появилось бы ощущение, что режиссер отошёл от героя. Находясь на шумном квартирнике с чтением стихов вслух, или в кафе с живой музыкой, главный герой стоит особняком среди общего гула. Люди смеются, плачут, рассуждают, задают вопросы, — Довлатов погружен в себя, хоть и достаточно приветливо, с долей иронии участвует в «диалоге». На самом деле, сложно назвать диалогом такие сцены, больше они напоминают чеховский «Вишневый сад».

Особого внимания при просмотре киноленты заслуживают сцены, где Довлатов все же остается один. Ощущение тотального одиночества после любой из них начинает транслироваться на все массовые. Одной из самых пронзительных сцен является «прогулка» Довлатова по заднему двору редакции литературного журнала, где неизданные рукописи собраны для раздачи школьникам на макулатуру. Герой осторожно перешагивает разлетевшиеся по дворику листы, внимательно вчитываясь в фамилии авторов, после чего произносит фразу: «Вот они, мои друзья».

Художник-постановщик Елена Окопная заслуженно взяла «Серебряного Медведя» на Берлинском кинофестивале. Не возникает даже мысли о том, что показаны лишь стилизованные декорации. Каждая деталь работает на атмосферу, а цветопередача фильма только ее усиливает.

Оператор – Лукаш Зал – выбирает интересные решения для съемки: множество кадров построены на расфокусировке общего плана и на детальной съёмке отдельных портретов. Ощущение ленинградского одиночества утраивается. Довлатовские переживания будто переносятся на каждого случайного прохожего в объективе. Ни одного кадра зря, все композиции и перспективы продуманы. Чего стоит одна лишь сцена последнего разговора Довлатова с Бродским в фильме, фоном монологов в диалоге героев служит здание, создающее нисходящие диагонали: на снижении Бродский, за пару дней до эмиграции, на возвышении Довлатов, повторяющий «навсегда». Два героя расположенных по разные края кадра, запредельно близко к друг другу, напряжение достигает пика именно благодаря данному тактическому ходу оператора.

Достаточно интересно, что несмотря на продолжительный тайминг фильма (чуть больше двух часов), он не успевает наскучить. Динамика обусловлена не множеством сюжетных линий, а быстрой сменой бытовых эпизодов, которые лишь оживляют картину будней Довлатова, делают ее гиперреалистичной и оттого завораживающе-привлекательной. Здесь вы не найдёте подвигов, страстных романтических зарисовок, мотива бесконечной дружбы. Красная нить здесь – желание жить, не поступаясь своими принципами. Вполголоса ежедневные попытки Довлатова реализовать себя. Фильм всецело принадлежит одному герою.

За столь близким для преданного читателя ироническим образом скрывается такая обволакивающая тоска, что самый громкий плач не сравнится по эмоциям с ней. В целом, желающим познакомиться с эпохой, с маленькими подвигами гениальных людей – этот фильм отличная возможность. Он даёт понимание, что произведения выходят из-под пера не с той же легкостью, с которой читаются после. Что помимо гениальности на великих людей ложится огромное бремя – донести что-то столь личное до общественности, не опустив руки под каждодневным гнетом системы. Главное здесь – не потерять себя. Внутренняя вера – самое сильное, что показано в Довлатове. И после такого кино возникает желание изучать историю в лицах, а не по учебникам. Вряд-ли станешь гордиться страной после вынужденной эмиграции великих поэтов и прозаиков. Однако нужно гордиться отдельными людьми. Все же, этот фильм хоть и опустошающий, но еще и вдохновляющий. Кино – феникс. Точно не для просмотра ради галочки.

Материал подготовила: Марианна Богданова

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*