Квентин Тарантино: 27 лет в кино

кт

27 марта талантливый кинорежиссер Квентин Тарантино празднует свой пятьдесят пятый день рождения. По этому случаю редакция MosForward подготовила подборку его любимых киноприемов.

Как писатель должен намного больше читать, чем писать, так и режиссер должен много смотреть и мало снимать. Собрав огромную базу данных из кинолент в своей голове, Тарантино решил начать снимать собственное кино. Кино, которое отвечает всем его требованиям и нравится ему самому. Так он работает и по сей день.

Каждый фильм режиссера пестрит уникальными приемами и необычными решениями: как своими, так и заимствованными у авторов “классических” для каждого американца фильмов. А Тарантино, если и не смотрел их все, то как минимум планирует. Особое отношение к кино у него сформировалось еще в молодости, когда он работал в кассетном прокате. Будущий обладатель премий Оскар смотрел фильмы все свободное время, поэтому клиенты часто обращались за советом именно к нему.

Приемов киноязыка есть большое множество, и служат они для разных целей: демонстрация внутреннего состояния героев и раскрытие характера персонажей. А способов реализации задуманного автором еще больше. Например, создание настроения посредством движения камеры или выстраивания определенной перспективы. Но все всегда сводится к человеку. Именно персонажи играют самую важную роль в картинах Тарантино. Это видно по его подходу к съемкам: большая часть бюджета всегда уходит на гонорар актерам, которые, по мнению режиссера, – сердце фильма. Поэтому все в ленте должно работать на героев.

“Болтовня ни о чем”

бп

“Пустая болтовня ни о чем” – самый узнаваемый прием Тарантино. Как известно, диалог – способ раскрытия характеров персонажей и главный двигатель сюжета. Режиссер же увеличил функционал разговоров в своих фильмах. Он уверяет: «Важно не только раскрыть персонажа, но и дать зрителю проникнуться им, понять, что он за человек, и ассоциировать себя с ним».

Наилучшее подтверждение его высказывание находит во вступительной сцене фильма “Бешеные псы” 1991 года.

В ней грабители, они же главные персонажи, сидят в кафе, завтракают, обсуждают музыку по радио и значимость чаевых для официанток. По задумке Тарантино, мы сначала должны были узнать их как людей, прежде чем поймем, что они – преступники. Так режиссер заставляет нас переживать за героев несмотря на то, что они – “плохие ребята”. На этом его козыри не заканчиваются. Важно еще то, как выглядит эта сцена. Оператор вращает камеру вокруг стола, показывая реакцию одного героя на фразу другого. Это позволяет режиссеру не только выстроить взаимоотношения между персонажами еще в самом начале фильма, но и погрузить зрителя в действие. Благодаря такому трюку кажется, будто лично присутствуешь на этом завтраке и дружески беседуешь со всеми.

Те же функции выполняет каждая начальная сцена в новеллах “Криминального Чтива” 1994 года. Всегда первое, что видят зрители, –разговор. Будь то обсуждение отпуска в Амстердаме и массажа стоп в первой арке или похвала дорогого, но “чертовски вкусного” молочного коктейля во второй.

Снизу вверх

пу

Ракурс позволяет режиссерам показывать только то, что нужно, фокусируя внимание на чем-то или, наоборот, скрывая это. Тарантино скрупулезно выстраивает перспективу, чтобы все детали были запечатлены. Однако, нередко кадр в фильме может воздействовать на подсознание зрителя, заставляя его чувствовать те или иные эмоции, и даже символизировать что-то. За почти 30 лет в режиссуре Тарантино обзавелся и фирменным кадром, который есть в каждой его ленте. План изображения героев снизу стал автографом режиссера. В “Бешеных псах” и “Криминальном чтиве” во время такой сцены камера смотрит на героев из багажника автомобиля; в “Бесславных ублюдках” 2009 года от лица Ганса Ланда, которому ножом вырезали свастику на лбу. Такой план зрительно увеличивает героев, что символизирует их превосходство над фашистской Германией. Аналогичный символизм имеет и сцена из “Бешеных псов”, только на примере преступников и пойманного полицейского.

Сам себе рассказчик

кч

Нетрадиционное повествование в кино встречается не так часто, но у Тарантино – это основной способ подачи сюжета, который условно делится на 3 типа:

1. Возвращение к прошлому (“Бешеные псы”). Такой метод позволяет дополнить рассказ деталями, разнообразить происходящее в ленте и сравнить взаимоотношения героев до и во время событий фильма;

2. История по главам (“Убить Билла”, “Бесславные ублюдки”). Данный способ – дань уважения к старым картинам, которые так любит Тарантино. Это не несет какой-либо смысловой нагрузки, но для него это важно. В конце концов он снимает кино для себя;

3. Та же история по главам, но с нарушенной логической последовательностью (“Криминально чтиво”, “Омерзительная восьмерка”). Нелинейность открывает целое поле возможностей для режиссера. Она служит для создания неожиданных поворотов, демонстрации одной и той же ситуации с точки зрения разных персонажей, а также сплетения нескольких историй в единую.

Новая жизнь старого кино

хз

Как было сказано ранее, Тарантино очень любит старое кино, особенно снятое в эпоху расцвета кинематографа. В своих фильмах режиссер дает ему новую жизнь, воссоздавая сцены, которые произвели на него впечатление. К примеру, в “Бешеных псах” наступает момент, когда три человека одновременно целятся друг в друга. Затем раздаются выстрелы. Такая сцена называется “мексиканский тупик”, она отсылает нас к фильму “Город в огне” 1987 года. Также для своего кинодебюта Тарантино позаимствовал у фильма “Джанго” идею с отрезанием уха бритвой.

Многие критики упрекают режиссера в воровстве, однако сам он не видит в этом ничего плохого и всегда отвечает: «Если бы я брал кадры из-за нехватки идей, то пожалуйста. Называйте это воровством. Но я беру их, потому что это элемент моего стиля».

В сочетании всего это и рождается тот самый неповторимый и запоминающийся почерк Квентина Тарантино.

Режиссер планирует закончить свою карьеру, когда снимет 10 фильмов. На данный момент фильмография Тарантино насчитывает восемь картин. В 2019 году планируется выход девятого фильма “Однажды в Голливуде” с Леонардо ДиКаприо, Брэдом Питтом и Марго Робби в главных ролях.

Материал подготовил: Хуснетдинов Шамиль

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*