ЗА ОБЪЕКТИВОМ КАМЕРЫ

Холодный полумрак просторной фотостудии согревает только свет огней столицы в панорамных окнах электрозавода, на территории которого мы находимся.

Ряды складных стульев замерли в ожидании. Их тишина деревянна, как и они сами. От кирпичных стен с огромными пятнами чёрной краски, напоминающей материки, исходит мрачное свечение.

Студия наполняется зрительницами (отыскать глазами зрителей мужского пола бывает сложно). Через некоторое время появляется мужчина. Студия наполнилась тёплым шёпотом, заулыбалась, любопытно поглядывая на вошедшего.

Первое, что в нём притягивает внимание — лицо. Голубые глаза по-доброму искрятся, разбрасывая из уголков лучики-морщинки, а улыбка заставляет и твои губы расползаться в перевёрнутую радугу. Вместе с его появлением на белом фоне вырастает трипод, софтбокс, рефлектор, и студия преображается на глазах.

26 октября на Электрозаводе прошёл мастер-класс от фотографа журнала Playboy – Виталия Кислова, который рассказал не только о жизни за объективом, но и перед ним.

«Что такое свет?» — начинает он. Из зала сразу посыпались различные догадки. «Давайте вспомним физику» — просит фотограф. Если мы откроем учебник, то прочтём, что «свет – это видимое излучение или электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом». Только в конце мастер-класса я поняла, почему это понятие требовало не обывательского определения, а точного научного толкования, т.к свет в фотомире равносилен солнцу на нашей планете: он также даёт фотографии жизнь.

Больше всего в выступлении фотографа понравился его профессионализм. Рассказывая о чудесах света (света в буквальном значении) в фотоискусстве, Виталий опирается на некоторые законы физики, и это неожиданно.

Так, любой фотограф – даже не профессионал – использует в работе закон обратных квадратов. Чем дальше человек отходит от источника света, тем слабее интенсивность света и мягче тени. По этому закону градиент светотени может стать сильнее или слабее на несколько диафрагм – что и было продемонстрировано в короткой презентации.

Если для снимка вам важна интенсивность света, пользуйтесь софтбоксом, с которым можно получить рассеянный свет — будто солнечные лучи падают сквозь облака. Такой тип освещения не сделает лицо фактурным, зато смягчит черты и подчеркнёт глаза.

Между прямым и рассеянным светом разница стала заметна, когда Виталий показал её на модели Юли, которая, к слову, является куратором мастер-класса.

Важную роль в организации света во время фотосъёмки играет так называемый «свет Рембрандта». Эта схема – одна из самых распространённых в мире фотографии. Своё название она получила в честь голландского живописца Рембрандта Харменса ван Рейна, известного мастерством в использовании светотени.
Не обязательно быть Рембрандтом или даже голландским художником, чтобы сделать снимок по такой схеме. Главное – поймать нужный ракурс, при котором на стороне лица, находящейся в тени, под глазом будет виден светлый треугольник. В этом случае человек на фото будет выглядеть объёмнее и реалистичнее – будто он вот-вот подмигнёт или помашет рукой.

А с чего начинается студия? Виталий включил позади модели лампу и создал контровое освещение или «свет, смотрящий напротив». Этот способ может пригодиться, если необходимо подсветить одежду или волосы человека. Такое освещение может ассоциироваться с образом актера в лучах прожектора.

Фотографа окружает массивная аппаратура, которой приходится управлять с помощью пульта. Говоря об освещении, Виталий советует новичкам использовать один источник, которого достаточно для качественного материала, и напоминает, что в студии непременно надо «следить за проводами», «смотреть под ноги» и «держать прибор двумя руками». Правда, сам фотограф не уследил за компьютером, который пришлось лечить от красной рамочки «батарея заряжена на 10%».

Затем фотограф отважно отдал свои знания и жизненный опыт на растерзание аудитории.
Зал сразу ожил, когда кто – то задал вопрос, «чем можно заменить начинающему фотографу профессиональную технику». Оказывается, в первую очередь стоит проверить, синхронизируется ли камера со студийным светом. Это нужно для того, чтобы вспышка, установленная вне фотоаппарата, срабатывала одновременно с затвором камеры, ведь хороший свет — гарантия профессионального фото. Конечно, хороших снимков не помешает профессиональная камера, но вы наверняка догадываетесь, во сколько может обойтись такая малышка.

Впрочем, стоимость новинки значительно отличается от стоимости камеры прошлого поколения. А если брать во внимание, что новые модели выходят по два раза в год, шаг от любителя к профессионалу выглядит реальнее.

Вопрос «возможно ли непрофессиональной модели сделать хорошую фотографию» был ожидаемым. «Всё зависит от фотографа,» — так уверенно ответил Виталий, точно за его спиной стояли все фотографы мира. При работе с непрофессиональной моделью важно выбрать подходящий свет, который будет работать за человека, чтобы избежать напряжения в лице и теле, наигранности, или, наоборот, статичности. В работе над освещением стоит учитывать некоторые моменты:
1) ставить свет так, чтобы на фоне не было видно тени человека;
2) источник света надо поднимать выше – тогда освещение получится более естественным;
3) важен не только угол падения света, но и его интенсивность, потому что основной закон фотосъёмки: мягкий свет – мягкая тень.

Если светотень можно отретушировать на готовой фотографии, эмоции человека перерисовать нельзя. Поэтому вторая задача фотографа – установить контакт с тем, кто позирует. Виталий ставит на первое место общение, которое позволит модели отвлечься от самого процесса съёмки и показать камере более естественные эмоции. Расслабить человека во время съёмки можно с помощью физических упражнений. Как утверждает Виталий, это поможет модели избавиться от зажимов в лице и теле, и направить энергию прямо в объектив.

Слушать о тонкостях съёмки, конечно, интересно, но зрители одобрительно закивали, когда Юля предложила спросить фотографа, как он пришел в профессию.

Кислов интересовался фотографией со школы; увлечение снимать яркие моменты и ярких людей осталось с ним и в студенческие годы. Образование получил в экономическом вузе. Окончив учёбу и год проработав в банке, будущий фотограф Playboy понял, что «баста, хватит», и отправился в родную сердцу фотостудию.

Некоторое время он преподавал, но из-за плотного графика преподавание пришлось оставить. В журнале «Playboy» Кислов работает уже шесть лет.
За его плечами не только глянец мужского журнала, но и страницы научно–популярного издания «GEO». Этот в очередной раз доказывает его профессионализм: любой творческий человек должен опробоваться в разных жанрах. «В нашей стране невыгодно снимать природу, хотя она красивая. Надо очень постараться, чтобы такая фотография попала в фотобанк». Яркий пример – люди, которые отправляются в экспедиции за эксклюзивными кадрами. На свои ли средства или за финансирование работодателя – неважно как – фотограф отправляется на другой конец света и в течение долгих месяцев пытается сделать снимок, которого никто никогда ещё не делал.
К сожалению, такие кадры – большая редкость, поэтому такие экспедиции приносят больше затрат, чем прибыли. «Моя главная работа» — говорит Кислов – снимать в одежде и без. Без неё снимать сложнее, потому что не все люди следят за собой. Модель может сделать небольшой поворот – и вот уже видна некрасивая складка». Но, смотря на работы Виталия в стиле ню, видишь, в первую очередь, не хорошую обработку фото, а:
1) удачный ракурс;
2) хорошо поставленный свет;
3) неразрывную цепочку «модель – камера – фотограф» и наоборот.

Среди снимков можно найти и детские мордашки. О работе с детьми фотограф рассказывал с некоторым трепетом: «С детьми здорово работать. Но этот процесс потребует много энергии, потому что ты постоянно должен заряжать ребёнка своим настроением. После съёмок для «Детского мира» я приходил домой и ложился спать в ботинках».

Меня заставил улыбнуться вопрос: «Кого выгоднее снимать: детей или взрослых?». На это Виталий ответил коротко, но точно: «Зависит от того, чьи дети. Взрослые всегда охотнее платят за своих детей, чем за себя».

Несмотря на время и силы, которые приходится вкладывать в каждую съёмку, фотограф горячо любит свою профессию: «Интереснее всего в моей работе – фотографировать для себя. Какими бы талантливыми вы ни были, работодатель всё равно будет ограничивать вас определёнными рамками. Например, снимая для журнала «Glamour», надо постараться не скатиться, с одной стороны, в «VOGUE», с другой – в «Лизу».

После мастер-класса я поняла, что для любого фотографа важно иметь план работы, в котором все детали — вплоть до сгиба мизинца на руке модели — должны быть продуманы. Важно сосредоточиться на объекте съёмки и отразить в своей работе взгляд изнутри на какую-либо проблему. Неважно, какая камера у тебя в руках, снимаешь ты в студии или у себя дома, «Не имеет значения, на какой сковородке ты готовишь», главное – возможности, которые ты можешь выжать из камеры. Несомненно, с первого раза получить хороший кадр сложно, необходимо много практиковаться и выискивать свои сильные стороны. Но разве не с этого начинают все гении?

Материал подготовила Разумова Света

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*