Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Рафаэль: поэзия образа. 

Не так давно, при поддержке художественных галерей Уффици впервые в России была организована выставка работ всем известного живописца, архитектора, настоящего гения эпохи Возрождения, рисовальщика, чье имя крепко впечаталось в истории мирового искусства — Рафаэля Санти.


На выставке было представлено восемь замечательных живописных и три графические работы прямиком из страны-покровителя искусства Южной школы возрождения — Италии.
На выставке были представлены такие работы как: «Голова Ангела» (1501 год), «Погрудное изображение молодой женщины в профиль» (1505 год), «Автопортрет» (1505 год), женский портрет «Немая» (1507 год), портреты Аньоло и Маддалены Дони (1504-1507 годов), портрет Элизабетты Гонзага (1506 год), «Экстаз святой Цецилии со святым Павлом, Иоанном евангелистом, Августиной и Марией Магдалиной» (1515 год), «Мадонна с младенцем» (1504-1508 годов), «Мадонна с младенцем» (рисунок к мадонне Грандука), «Голова женщины в профиль» (1507 год).
Знакомясь с Рафаэлем, довольно сложно остановиться на какой-нибудь одной работе. Важная роль отдается портретной живописи. Взглянув на «Автопортрет» сразу становится заметно мастерство Рафаэля в этом ремесле. Верные и смелые черты наполненного жизнью юношеского лица впадают в приятную гармонию с изысканной и элегантной одеждой. Такое мастерство не может не удивлять глаз. Посмотрев невооруженным глазом, можно сказать, что портреты Рафаэля выглядят как обобщенные образы идеальных лиц того времени. Однако присмотревшись, можно заметить, что в каждом портрете начинают проступать черты индивидуальности конкретного изображенного Рафаэлем человека. Особое внимание привлекает «Мадонна Грандука» и «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» выполненные маслом. Первая картина притягивает внимание приемственностью черт Леонардо да Винчи в изображении Богоматери: Композиция этой картины, ставшей своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи: обращенность взгляда младенца на зрителя, темные холодные тона и теплые чувства Мадонны к младенцу поверх них. Вдобавок к этому, также продемонстрирован и черновой, подготовительный вариант картины намеченный и растушеванный черным карандашом по бумаге. По нему хорошо прослеживается и читается то, как художник вел свою работу, на чем хотел сделать акцент в уже финальном варианте: сжатая рука младенца в объятии матери, нежный взгляд Мадонны.
И вторая картина, которая своей грандиозностью безусловно заслуживает центральное место в выставке. Данная работа является одним из ярких примеров ставшего для Рафаэля уже его классическим стилем работы над композицией.
Название «поэзия образа» выставка приобретает за счет непрерывной связи и голубого родства между изобразительным и лирическим творчеством поэтов-гуманистов эпохи Возрождения. Именно дух гуманизма и гуманистические взгляды объединяют все искусство эпохи торжествующего человека.
Вобрав в себя и тщательно синтезировав весь опыт своих предшественников, Рафаэль смог стать настоящим титаном искусства своего времени. Так он смог во многом предопределить дальнейшее развитие искусства возрождения в Италии, в западной Европе и во всем мире. Творчество Рафаэля, как высший идеал своей эпохи, в полном соответствии с духом Возрождения актуализировал роль поднимающийся классической античности, остается одним из высших достижений европейской культуры, не переставая быть актуальным и в наши дни, оставаясь опорой для художников не только в прошлом, но и в настоящем.

Материал подготовил Алексей Савельев

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*