Апшерон в Москве

 

1

С 15 ноября — 26 февраля 2017 года в Государственной Третьяковской галерее будет представлена выставка азербайджанских художников 1960–1980-х годов

15 ноября Третьяковская галерея представила новый проект – серию выставок, знакомящих с изобразительным искусством республик, входивших когда-то в состав СССР. »
Во второй половине ХХ века в собрание Галереи поступали лучшие образцы произведений живописи, графики, скульптуры из союзных республик» — организаторы о выставке.

1

После распада СССР комплектование данного фонда прекратилось, но к началу 1990-х годов в музее уже сформировалась крупная коллекция, составляющая более 2 000 экспонатов. В России это единственная репрезентативная панорама уникального культурного феномена – изобразительного искусства национальных школ.

Посетителям Галереи представляется возможность исследовать проблематику «официального и неофициального искусства», выявить в нем наличие или отсутствие сущностных противоречий и общих черт народов, а также проследить поэтику, пластическое богатство и своеобразие живописи национальных школ республик.

Первая выставка проекта, организованная при поддержке Посольства Азербайджанской республики в РФ, представляет творчество художников Азербайджана апшеронской школы

Насчитывающая более сотни живописных произведений, которые отличает исключительно высокий художественный уровень, коллекция дает представление об особенностях азербайджанской школы.

Важной чертой собрания является почти полное отсутствие произведений, отражающих идеологическую нагрузку своего советского времени.

Выставка на базе Третьяковки «Созвездие Апшерона» включает одни из лучших произведений азербайджанских мастеров. Однако выставка не была бы полной без сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева и с Фондом Марджани, которые выступили как соорганизаторы и помогли привезти из Баку выставки и поддержали привоз из Баку большое количество немаловажных в своем исполнении художественных работ.

1

Задача выставки прослеживается следующая: познакомить зрителя и с «официальными» советскими художниками, и с работами кисти тех живописцев, кто в советское время был лишен возможности широко выставлять свои работы из-за суровой цензуры. Такой дуалистичный показ демонстрирует достаточно полную картину становления и развития художественного процесса в Азербайджане

Открывают выставку работы 1950-х – начала 1960-х годов, которые наполнены художественными поисками национальной идентичности, заметно, что каждый из мастеров индивидуально воспринимал и перерабатывал народные традиции: мифологические сюжеты, орнаменты ковров и искусство миниатюры. Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона в живописи. Апшерон — это полуостров на западном побережье Каспийского моря, однако это не просто земля в значении территории, Апшерон — суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти — это символ родины, этнически древних селений, крепостей, место, где прошлое срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.

В 1960–1980-е. Годы, когда складывается общество художников Апшерона — «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов. Также идет творческий подъем таких мастеров, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде. Творчество мастеров, входивших в это содружество, принято считать неофициальной школой живописи. Вместе с тем азербайджанское искусство в этот период предстает явлением цельным, обладающим устойчивым набором признаков, отражающих особенности национального менталитета, мировосприятия, эстетического переживания окружающего мира.

Из представленных работ, хорошо становятся ясны определенные черты азербайджанской школы: свобода пространств, усиленное восприятие яркости объектов, острые композицонные решения, множество разных техник выполнения работы стремление к новаторству и раскованности в исполнении. Джавад Мирджавадов считается негласным лидером «Апшеронской школы»за сочетание в своих работах экспрессии и простоты, нагроможденности и свободы. Его произведения знакомят нас с пейзажами природы Азербайджана и с ее народом. апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб. Производственная тема отражена в работах Расима Бабаева и Тофика Джавадова. Глубокая привязанность к Апшерону была у Саттара Бахлулзаде — мир, созданный на его полотнах, подобен сказке. Старый Баку появляется в нашем времени в скульптурах Фазиля Наджафова, материалом для которых послужил местный апшеронский известняк.

Данная выставка хорошо изображает свой собственный самобытный азербайджанский путь, свою школу. Но все равно показывает значимость апшеронской школы в масштабах вклада в мировой художественный процесс искусства.
Материал подготовил: Савельев Алексей

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*