«Нелюбовь» учит любить

Что бы кто ни говорил – Россия умеет снимать фильмы. Жизненные, красивые, честные. «Нелюбовь», победитель в номинации «Приз жюри» на Каннском фестивале 2017 года – очередное тому подтверждение.

Режиссер картины Андрей Звягинцев, которого называют классиком современного российского кинематографа, неоднократно говорил в интервью, что хочет снять фильм, в котором будет показана история неблагополучной семьи. Борис (Алексей Розин) и Женя (Марьяна Спивак) прожили вместе 12 лет, и брак изжил себя. У супругов есть ребёнок, Алёша. Женя забеременела случайно, пришлось жениться. И вот спустя долгое время дело подошло к разводу, а ненужного никому Алёшу хотят отдать в детдом. Мальчик узнаёт об этом и сбегает из дома. Родители пускаются в поиски вместе с волонтерским отрядом, но к успеху они не приводят. Дальнейшая судьба ребёнка неизвестна (но частично раскрывается в конце фильма).

Казалось бы, история довольно грустная. Но, тем не менее, фильм учит добру. Любви. Многие критики пишут о том, что эта картина – проекция на современную жизнь России. Нет, нет и ещё раз нет. Это кино о том, как быть не должно.

Оно учит честности по отношению к себе в первую очередь. Главные герои поженились, не испытывая любви друг к другу. Они прожили 12 лет вместе, вырастили ребёнка и не любили. Даже у алтаря они ничего не чувствовали – теперь они прямо заявляют об этом. Разве это честно? Разве в этом настоящая жизнь?

Их существование окружено фальшью. Пустые разговоры, вечный поиск выгоды, лживые улыбки на селфи. Кстати говоря, теме телефонной зависимости режиссёр уделяет огромное внимание. Женя фотографирует шикарный обед с любовником и публикует его в инстаграме а-ля «Я счастлива!», беспрерывно листает ленту новостей и ждёт, что в её жизни появится та самая чистая и светлая любовь. Неудивительно, что ей не о чем говорить со своим новым возлюбленным – он-то фотки не постит.

Борис тоже не сидит сложа руки – ещё не развелся, а его новая девушка Маша уже готовится к родам. Он убеждает её в своей любви, совсем как Женю 12 лет назад. В итоге у Бориса появляется новая семья и рождается очередной ненужный ребёнок. Он тем временем смотрит телевизор с каменным лицом и грубо отпихивает от себя нового сына.

Никакого интереса к жизни, ни намека на счастье. Общий ребёнок пропал, герои пострадали для приличия и продолжили делать то, что делали до этого – лгать уже новым вторым половинкам и самим себе и злиться на весь мир.

Ни наша страна, ни любая другая – мы не живём так. Есть отдельные семьи и отдельные истории, но это не настолько критично, насколько себе представляют. Отчасти благодаря таким фильмам, ведь они дают человеку своеобразный толчок к тому, чтобы жить не просто так. Чтобы быть счастливыми, заводить семьи не потому что надо, а потому что любишь (по-настоящему!).

Отдельно хотелось бы отметить работу оператора Михаила Кричмана, который, кстати говоря, вместе со сценаристом Олегом Негиным составляет постоянную команду съемок кинокартин Андрея Звягинцева. Сам по себе фильм немного затянут, но у этого есть своя цель – показать, как на самом деле продвигаются поиски убежавших детей. Это долгий, муторный процесс, который иногда не приносит результата. И видеоряд стопроцентно олицетворяет эту однообразность. Однако олицетворяет красиво. Серость пейзажей не выглядит скучной – она скорее пугающая. Зритель находится в напряжении, когда видит бескрайний черный лес, серое отражение неба в пруду, пожухлую траву, медленно падающий снег. А напряжение – это именно то состояние, в котором можно понять смысл этого фильма.

Удивил и музыкальный ряд. Всего одна мелодия – то слабеющая, то усиляющаяся. Ах да, и песня из такси, которая играла от силы 20 секунд. Картина на редкость тихая. Цель у этой тишины та же, что и у тусклой картины природы – подчеркнуть всю однообразность поиска ребёнка. А возможно, и однообразность фальшивой жизни героев – тут уж каждый определяет для себя сам.

Материал подготовила: Наталья Заикина

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*