Открыт новый способ определения пола

По белкам, сохранившимся в ископаемых зубах, археологи смогли определить пол древних людей. Об этом успехе написали в журнале Journal of Archaeological Science. Археологи выяснили, что если от человека остался только скелет, для определения пола можно использовать различия в строении тазовых костей.

у детей и подростков они выражены не так хорошо, как у взрослых. И находят полны скелеты далеко не всегда. Пол человека имеет важное значение для понимания формирования и эволюции ранних человеческих сообществ.

Есть еще один способ определения пола человека – по ДНК. Из-за содержания грязи в нём, работа стоит дороже. Если сохраняются зубы, то можно выделить белок амелогенин, принимающий участие в формировании эмали.

Существует два варианта белка, отличающихся по составу. Они расположены в «женской» — Х и «мужской» — Y хромосомах. В «мужской» версии амелогенина есть аминокислота метионин, не содержащаяся в версии «женского» белка. Это различие можно увидеть с помощью масс-спектрометрии.

Присутствие «мужского» амелогенина означает, что зуб принадлежит мужчине, отсутствие его — женщине. Обычно он находится на более низком уровне, чем «женский» амелогенин.

Автор исследования токсиколог Глендон Паркер прокомментировал: «Как и анализ ДНК, наш метод является количественным и не зависит от анатомических познаний, но он дешевле и не требует стерильных условий».

Исследователи отмечают, что по зубам можно узнать не только пол человека.

Антрополог Йельмер Ээркенс «Узоры на зубе могут рассказать нам о диете. Морфология зуба — о родословной, разные популяции в мире имеют небольшие отличия в форме зубов.Налет, прилипший к зубу, может рассказать о бактериях во рту, включая патогены. Мы можем провести радиоуглеродное датирование, чтобы узнать, сколько зубу лет. А данные о стабильных изотопах могут рассказать нам, как человек перемещался по местности».

Такой метод позволяет минимизировать воздействие на эмаль, что важно для сохранности останков.

В 2017 году ученые впервые извлекли ДНК из отложений в пещерах. Такой способ может позволить искать следы пребывания древних людей.

Исследователи собрали образцы отложений возрастом 14–550 тыс. лет на семи археологических объектах в Бельгии, Хорватии, Франции, России и Испании. Используя совсем небольшое количество материала, исследователи восстановили и проанализировали фрагменты митохондриальной ДНК. И идентифицировали их как принадлежащие к двенадцати различным видам млекопитающих.

Затем исследователи разработали молекулярный «крюк» из современной ДНК человека, с помощью которого «выловили» последовательности, наиболее похожие на него.

Они беспокоились, что ДНК гоминин будет настолько скудной, что ее не удастся обнаружить. Достаточное количество ДНК гоминин для дальнейшего анализа удалось выделить из девяти образцов. Восемь из них содержали митохондриальную ДНК одного или нескольких неандертальцев, а один — ДНК денисовского человека.

ДНК удалось выделить из образцов, которые годами хранились при комнатной температуре. Анализ этих и других, более свежих, образцов позволит значительно углубить имеющиеся знания об эволюции человека.

Материал подготовила Жаброва Кристина