Научный вестерн или секрет счастливых будней

Наука может быть интересной и увлекательной. Не верите? Мой герой — профессиональный эколог Артём в ковбойской шляпе, путешественник, популяризатор науки и искатель приключений докажет обратное.

1

 

Когда предвкушаешь встречу с ученым, то в голове может возникнуть стереотип в виде слишком серьезного и, возможно, угрюмого юноши в очках, которого и от дел-то оторвать невозможно. Общение с Артёмом Акшинцевым, младшим научным сотрудником ИВП РАН и профессиональным экологом, может полностью разрушить эти глупые предрассудки.

Этот высокий и уверенный мужчина, от которого исходят сила и спокойствие, в рамках Russian travel geek организовал и провел 10 сложнейших экспедиций, причем 6 из них проходили по земле Камчатки. Это маршруты, которые позволяют увидеть самые опасные и красивые места не только нашей страны, но и планеты. Уникальность экспедиций в том, что в их основе лежит симбиоз ученых и путешественников. Ученые возглавляют экспедицию, а путешественники, которые хотят присоединиться, делают взносы. То есть покрывают расходы ученого на дорогу, и взамен получают познавательное приключение — через призму научного мировоззрения.

Артём рассказал свою историю и поделился секретом, как можно успевать делать столько всего: заниматься большим и серьезным проектом, писать научные статьи, проводить исследования и организовывать лекции в СВОЕЙ научной библиотеке.

 Как хулиган пришёл в науку
У меня в семье либо ученые, либо музыканты. Мама — кандидат медицинских наук, бабушка была учителем высшей квалификации и преподавала химию в Суворовском училище… Тетя работала в институте академических наук, она математик. У другой тети своя консерватория. Моя троюродная сестра выиграла «Щелкунчик», детский музыкальный фестиваль. Я до того, как решил стать ученым, думал, что либо в науку пойду, либо музыкантом буду. Умею играть на фортепьяно, окончил музыкальную школу, потом еще занимался концертной деятельностью. Если бы я стал музыкантом, моя жизнь, конечно, была бы другой, но не думаю, что хуже.

А что касается науки… Я другие варианты не сильно рассматривал. С 7 класса начался долгий поиск под названием «Кем я хочу быть в науке». Одно время я думал, что хочу быть географом, потом решил, что буду физиком.  После захотел попробовать себя в биологии, но и тут оказалось, что не совсем мое. Я понял, что мне интересно делать всё, и подумал «Окей, кто занимается всем? Кто занимается системами?» Тогда самым интересным для меня было системное мышление, возможность взглянуть на всю систему целиком, на ее отдельные элементы и понять, как они функционируют и как их можно приспособить к чему-то полезному. И я понял, что нужная мне область знаний — это экология. Наука о взаимосвязях, наука на стыке всего. Здесь есть и биология, и география, и экономика, и социальные науки. Так я поступил на экологический факультет в РУДН, параллельно получил диплом переводчика. Оба диплома красные, что довольно забавно… Ведь в школе я, честно говоря, был раздолбаем, но потом понял, что надо взять себя в руки.

 

От волков отбивались палками
В школе я учился на физмате, но много времени проводил с ребятами с биологического направления. Как раз в 8 классе я сходил с ними в свою первую экспедицию. Было очень здорово. Я потом еще сходил не на один десяток экспедиций в самые разные точки земного шара. Но та первая была знаковая, что ли. Для школьника вообще очень важно, когда ему показывают жизнь, какой она может быть у него. Именно дают прикоснуться к ней. Тогда мне все очень понравилось. Это был заповедник — система озер в Ханты-Мансийском автономном округе. И там мы изучали популяцию птиц с орнитологами. Множество болот вокруг. Вот ты идешь вниз по узкой тропе в 4 утра, птичек слушаешь, а у земли туман еще, где-то вдали волки воют. И если ты сойдешь с этой тропинки, то все: по пояс в трясине и потом выбираешься оттуда. Была ситуация, что на нас вышли волки, и от них пришлось отбиваться палками. Тебя привозят в условия, где ты постоянно должен думать своей головой, и ты понимаешь, что можешь уйти куда-то в этот лес, и тебя вообще не найдут. В такие моменты чувствуешь себя очень живым. Это дикий мир и круто, когда ты понимаешь, что хочешь стать достаточно сильным, чтобы выживать в этом мире. Страховать не только себя, но и других.
— А когда возвращаешься из этого мира опасностей и приключений, потом не бывает скучно?
Когда делаешь из хобби работу и занимаешься только тем, что тебе интересно, скучно никогда не может быть. А хобби у меня довольно много, — улыбается Артём.

 

Редкие книги для каждого

Сегодня в первой научно-популярной библиотеке Москвы лекция о Марсе. Артём Акшинцев, ученый, создатель и руководитель этой библиотеки, расставляет стулья и выключает свет, оставляя только пару прожекторов. «Ламповая атмосфера» — смеется он. Постепенно подходит народ, все радостно приветствуют Артёма, а кто-то подходит сказать пару слов. Какая-то девушка, зайдя в аудиторию, воскликнула: 

— Аааах, Научка, обожаю это место! 

Спрашиваю Артёма, доволен ли он тем, как развивается его библиотека.

— Я доволен, что в Москве теперь есть место, где каждый может почитать научно-популярную книжку бесплатно или взять на дом. Потому что каждая такая книга стоит около 500 рублей, что довольно дорого для студента. И для таких людей, кто стремится к знаниям, но у них нет средств, а развиваться нужно, и существует наша библиотека.
— Часто в библиотеке после лекций проходят обсуждения? 
Это зависит от людей. Мы никого не заставляем, но часто бывает так, что люди остаются, общаются с лектором и обмениваются контактами, чтобы потом что-то обсуждать. Такое происходит, не всегда, но происходит.
— Значит, библиотеку и Russian travel geek можно назвать проектами из сферы популяризации науки? 
Да, я занимаюсь популяризацией науки довольно давно и с ней связаны несколько моих проектов: «Экос» — популяризация экологии, лекции, первая научно-популярная библиотека — площадка для популяризаторов и большая коллекция книг, Russian travel geek — гражданская наука и лекторий. Russian travel geek — это симбиоз науки и путешествий. Проект важен и для ученых, и для туристов, которые хотят внести вклад в науку, не являясь при этом учеными. Отправляясь с нами в экспедицию, они получают взгляд на мир с научной точки зрения. То есть, мы не просто показываем красивые виды, но и объясняем, какие геологические процессы за всем этим лежат, что такое цианобактерии, как вообще зарождалась наша жизнь на земле. Человек из такой экспедиции приезжает не просто с багажом фотографий, а с пониманием окружающего мира и того, что в нем происходит.
Проект работает хорошо, но не хватает гидов и ученых, которые готовы работать с туристами и популяризировать науку таким путем.

Материал подготовила: Тимошина Анна

Фото: Тимошина Анна

 

 

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*