На три весёлых буквы

Сможет ли введение устной части в ОГЭ по русскому языку «подлечить» экзамен и повысить речевую грамотность школьников

Начинается первый урок. У 8 «Б» проверочная работа по русскому языку – 20 заданий на карточках. Их формат приближен к типажу заданий ОГЭ, который дети сдают через год. Сосредоточено почесывая карандашом за ухом, они молча размышляют, в какое прилагательное вставить одну «н», а в какое – две. Аналогичное испытание их ждет совсем скоро, и, быть может, к нему прибавится еще один экзамен – в устной форме.

Учитель подмосковного МОУ лицея №2, Ольга Конакова, с пятого класса готовит детей к тестовой форме экзамена, хотя и не признает ее. На устный экзамен детей она пока не настраивает, однако ей импонирует такая перспектива.

«Тестовая форма мне не нравится, но что поделать…», — рассказывает учитель. «Да, ЕГЭ и ОГЭ необъективны, так как всегда есть возможность угадать. Сочинение же пишется в одном жанре и наводнено клише, поэтому ученик практически не рассуждает сам. Критерии жесткие, а текст каждый понимает по-своему, индивидуально. К тому же, письменный экзамен требует огромных финансовых затрат. Устный экзамен во всех аспектах намного выгоднее и проще. Во время беседы сразу становится ясно, насколько хорошо человек владеет родным языком».

Учителя лицея сходятся во мнении, что настоящая форма экзамена не всегда отражает реальный уровень знания языка. «Задания не системны и не многообразны. Нужно включать в тесты больше разделов лингвистики», — комментирует Елена Гущина, преподаватель русского языка и духовного краеведения.

Тем не менее, ОГЭ и ЕГЭ по-прежнему остаются основным показателем знаний. Во время подготовки ученики запоминают множество грамматических правил языка, учатся работать со средствами выразительности, параллельно штудируя художественную литературу.

Марина Серова, директор лицея, считает невозможной кардинальную реформацию экзамена, она считает, что дети морально подготовлены и уже привыкли к тестам.

Все эти тренировки, несомненно, полезны для развития языковой личности. Но воплощение языка, его реализация – это живая речь. Поэтому учить детей говорить красиво и правильно, включать художественные средства из их арсенала именно в устную речь – не менее важная задача, чем освоение норм и правил русского языка. Четкая, ровная и грамотная речь подтверждает то, человек владеет ими на высоком уровне.

Марина Серова считает, что устная часть – это возможность научить детей говорить, что сейчас особенно важно. Учителя очень опасаются процесса «компьютеризации» (это слово можно часто услышать в стенах лицея), то есть, погружения детей в онлайн-мир и отстранения от человеческого общения. «Они не говорят друг с другом, их сообщения в соцсетях полны чудовищных сокращений!», — волнуется Алла Трошина, еще одна учительница русского языка. «И наша задача, наша ответственность – взять их образование в свои руки, направить их и помочь».

Устный экзамен потребует более внимательного и активного участия и от родителей. Елена Гущина говорит, что родители сейчас совершенно не в курсе, как и к чему готовятся их дети. «От них и от нас потребуется серьезная мобилизация сил. Мы можем и должны помочь детям справиться с экзаменами».

К тому же, ведение устной части позволит интегрировать процесс образования, так как умение грамотно говорить невозможно без широкого кругозора. Если на нововведение все же решатся, то от ученика потребуются более глубокие познания в школьных предметах. Необходимо будет сделать так, чтобы изучение нормативного аспекта языка и речевых норм тесно переплелось с развитием общей эрудиции.

«В устной речи невозможно употребление клише, ведь они режут слух. Чтобы строить мысли правильно и красиво, нужно мыслить определенным образом. Этот образ мысли складывается, если ученик развивается интеллектуально и культурно», — продолжает Гущина.

Стоит отметить, что важную роль в познании языка и речи играет менталитет. Учителя лицея считают, что «нашим» детям не вполне подходят экзамены западного образца. И это – ещё пара очков в пользу введения устной части в ОГЭ по русскому языку.

Во-первых, он позволит вернуться к традиции сдавать экзамен по билетам, что больше приходится по душе преподавателям русского языка. «Так было у нас!», — вспоминают все учителя как один.

Во-вторых, существует возможность за счет устного экзамена исправить недостатки письменного и тестового, свести к минимуму употребление штампов и вероятность угадать верный ответ. «Надеемся, что это действительно поможет развить навыки речевого общения и поднять общий уровень знания языка, а также «подлечит» ЕГЭ и ОГЭ, устранит их шероховатости», — заключила Ольга Конакова.

Сами дети, кстати, неоднозначно отнеслись к перспективе устного экзамена, однако проявили большой энтузиазм. По результатам опроса двух самых обыкновенных школьных классов (6-го и 8-го), треть учеников уверены, что

устный экзамен не станет для них проблемой. Около 44 % детей считают себя не готовыми к этому, 7% сказали, что стесняются вести диалог с экзаменатором. Девять десятых согласились, что лично им умение говорить грамотно и красиво пригодится в жизни. 81 % готовы посвятить подготовке много времени, если то потребуется, и больше половины детей хотели бы получить новые знания. Не боится устной формы экзамена лишь одна пятая детей.

Педагог-психолог Людмила Крякина отмечает, что волна адаптации заденет только первые поколения тех, кто будет сдавать экзамены в устной форме. «Далее дети привыкнут так же, как привыкли к ЕГЭ и ОГЭ». Психолог отметила, что вербальная речь снижает тревожность, потому что позволяет выговориться, выразить мысли и эмоции.

Однако экзамен не всем дастся с легкостью. «У некоторых детей нет предрасположенности к гуманитарным предметам и, как следствие, слабо развито образное мышление», — рассказывает Людмила. Она считает, что такому типу детей помогут интерактивные игры, которые помогут ребенку раскрыться.

В лицее №2 уже сейчас ведется работа по развитию речи у детей. Педагог Оксана Мамедова принимает контрольные работы в устной форме: дети отвечают ей на вопросы по лингвистическим темам. Елена Гущина уверена, что развить речь поможет заучивание литературных текстов наизусть. «В таком случае в голове создается какой-то культурный пласт, что-то да отложится». Её класс регулярно участвует в конференциях, делает исследовательские проекты и, главное, выступает с презентациями на публике.

В общем и целом, педагоги радушно принимают реформу экзамена. По их мнению, введение устной части в процедуру финального экзамена – это неплохой шанс модифицировать ОГЭ, а затем и ЕГЭ в лучшую сторону. Вопрос лишь в том, правильно ли этим шансом воспользуются.

Материал подготовила Дарья Волошина

Оставить отзыв

Your email address will not be published.Необходимые поля отмечены *

*